|
||||||||||||||||||
|
Можно ли прожить без кассового аппарата?Можно ли прожить без кассового аппарата?За редким исключением все, кто продает товары за «наличку», обязаны
пробивать чек ККТ. А можно ли, соблюдая закон, не применять кассовый аппарат при
наличных расчетах между фирмами? На практике выходит, что можно. Рассмотрим
некоторые варианты. Нужна альтернатива! Торгуя за наличные деньги, вы должны выдать покупателю кассовый чек. Редкие счастливчики, которым разрешено этого не делать, названы в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Остальным придется обзавестись кассовым аппаратом. Причем выбирать машину нужно только из тех моделей, которые включены в государственный реестр контрольно-кассовой техники (их перечень можно узнать в своей налоговой инспекции). Но прежде чем начать использовать аппарат, необходимо:
Кроме того, в штатное расписание нужно включить должность кассира-операциониста. Правда, если вы этого не сделаете, никто вас не накажет. Просто обязанности операциониста придется выполнять руководителю или главному бухгалтеру фирмы. Итак, вы стали «счастливым» обладателем кассовой машины, потратив не только деньги, но и время. Но это еще не конец трудностей, а только начало. Во-первых, визиты налоговых контролеров теперь станут чаще – готовьтесь к внезапным налоговым проверкам и контрольным закупкам. Во-вторых, придется оформлять множество бумаг по операциям, связанным с применением ККТ: различные акты, журнал кассира-операциониста, справку-отчет кассира-операциониста и прочие. Зачем все это фирме, у которой расчеты наличными случаются крайне редко (за месяц – два-три клиента с «наличкой»)? А что делать тем, у кого операция с наличными вообще разовая сделка? Понятно, что в таких случаях от покупки кассовой машины больше вреда, чем пользы. А выход найти надо. Альтернатива № 1: Сбербанк Можно отправить клиента в Сбербанк России. Перечислить деньги на ваш расчетный счет он сможет в любом отделении, внеся наличные и заполнив квитанцию формы № ПД-4. Образец квитанции приведен в письме Сбербанка России от 24 апреля 1998 г. № 01-04-1688. Этот способ универсален, его могут использовать любые компании. Однако у покупателей не всегда есть время или желание идти в банк, стоять там в очереди, платить комиссию (обычно она составляет 3 процента от вносимой суммы). Кроме того, по квитанции № ПД-4 могут расплачиваться только граждане. Подобные платежи от организаций Сбербанк России не принимает. Поэтому на ваш расчетный счет поступят деньги не от фирмы-покупателя (например, от ООО «Пассив»), а от человека – представителя этой фирмы. В компании, которая получает до сотни платежей в день, это может затруднить аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями». Ведь, увидев квитанцию с фамилией человека (а не с названием компании), бухгалтер вынужден будет каждый раз выяснять, от какой именно фирмы пришли деньги. Альтернатива № 2: деньги взаймы Вместо одного договора вы заключаете с покупателем два. Первый – договор беспроцентного займа, по которому покупатель передает вам наличные деньги. То есть ваша фирма выступает заемщиком, а покупатель – заимодавцем. Получая деньги взаймы, компания не продает товары, не выполняет работы и не оказывает услуги. Значит, применять ККТ в данном случае не нужно (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). На это указывает и Минфин России в своем письме от 1 июня 2006 г. № 03-01-15/4-121. Поэтому вы получаете наличные лишь на основании приходного кассового ордера. Второй – договор купли-продажи, по которому через некоторое время вы отгружаете товар. Таким образом, у вас возникают две задолженности по двум самостоятельным договорам: дебиторская (покупателя за переданный товар) и кредиторская (перед покупателем за полученный заем). В такой ситуации вы можете оформить встречные требования, составив акт взаимозачета. Подписать его нужно тем числом, когда ваша фирма должна вернуть заем. Обратите внимание: чтобы налоговики не признали эту сделку мнимой, сумма по договору займа должна отличаться от суммы по договору купли-продажи хотя бы на рубль.
Внимание: бумаги! Раз уж речь зашла о взаимозачетных сделках, нелишним будет напомнить о том, как их нужно оформлять. Обычно стороны составляют Акт зачета взаимных требований (реже – Акт сверки расчетов). Унифицированной формы этого документа не существует. Поэтому Акт составляют произвольно, используя все необходимые для «первички» реквизиты, которые перечислены в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Несмотря на то что печать не названа в списке реквизитов для «первички» (см. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ), Акт лучше «проштамповать». Итак, у тех, кто продает товары за «наличку» в первый и последний раз, есть, по крайней мере, два способа не вешать на свои плечи обузу в виде кассовой машины. И при условии, что все необходимые бумаги вы оформите грамотно, претензий контролеров удастся избежать.
Ю. Никерова, эксперт бератора «Современная налоговая энциклопедия» Источник материала: «Практическая Бухгалтерия |
|||||||||||||||||
|