|
||||||||||||||||
|
Импортные» тонкости белорусского НДСИмпортные» тонкости белорусского НДСИмпортные» тонкости белорусского НДСНесмотря на «льготный» порядок налогообложения российско-белорусских
торговых отношений, затруднительные ситуации у фирм все же возникают. Хорошо
хоть налоговики не оставляют компании в беде и довольно оперативно разъясняют,
как надо поступать в том или ином случае. Вычет без сертификата о происхождении Импортер обязан заплатить НДС в свою налоговую инспекцию лишь при ввозе товаров, изготовленных в Республике Белоруссия. Это связано с тем, что российско-белорусское Соглашение о взимании косвенных налогов, подписанное 15 сентября 2004 года, было ратифицировано нашей страной с оговоркой. Под термином «товары» в Соглашении понимается только продукция белорусского или российского происхождения (Закон от 28 декабря 2004 г. № 181-ФЗ). Подтвердить происхождение товара можно специальным сертификатом (форма СТ-1). Этот документ выдает Торгово-промышленная палата Республики Беларусь. Напомним, что по Соглашению требуется подавать в налоговую одновременно с декларацией и заявлением о ввозе договор с белорусским поставщиком, транспортные и товаросопроводительные документы, а также выписку банка, которая подтверждает уплату налога. Причем для того чтобы принять НДС к вычету, покупателю белорусских товаров необходимо получить отметку об уплате налога на заявлении о ввозе. Ее инспекторы поставят после проверки соответствия сведений, указанных в заявлении, тем, которые содержатся в декларации по НДС и в представленных вместе с ней документах (приказ Минфина от 20 января 2005 г. № 3н). А вот нужно ли сдавать в инспекцию сертификат СТ-1? Перечень документов, приведенный в пункте 6 раздела I приложения к Соглашению, закрыт. В нем не упомянуты документы, подтверждающие происхождение товара. Значит, российские организации имеют полное право не представлять сертификат СТ-1 в налоговую. Правда, этот документ могут потребовать у них в рамках камеральной проверки. Однако, как отметили специалисты ФНС (письмо от 8 августа 2006 г. № ММ-6-03/780), если инспекторы не смогли убедиться в том, что импортирован именно белорусский товар, отказаться поставить отметку они не могут. Таким образом, отсутствие сертификата о происхождении СТ-1 не может быть препятствием для вычета. Нет ясности в отношении транспортных документов, которые необходимо сдать в налоговую при почтовой торговле. В Соглашении их перечень не уточняется. Зато налоговики отметили, что импортер вполне может подать вместо транспортных бумаг документы, оформленные на почте. К их числу относятся, в частности, таможенная декларация CN 23 и сопроводительный адрес СР 71 либо бланк-пачка (для товаров, отправляемых в посылках). Аналогичные разъяснения налоговые работники давали и прежде. Так, например, в письме ФНС от 23 декабря 2005 г. № ШТ-6-06/1084 особо подчеркнуто, что при представлении почтовых документов в качестве транспортных, инспекторы не могут отказать фирме в отметке на заявлении о ввозе. Исправляем ошибки в заявлении о ввозе Необходимость в корректировке поданного ранее заявления о ввозе может возникнуть по разным причинам. Например, из-за ошибок в расчетах или же неточностей в сведениях о поставщике или покупателе. Специалисты ФНС разъясняют, что импортеры могут подавать исправленные заявления вне зависимости от того, влияют поправки на сумму налога или нет. В том случае, если ошибки касаются расчета НДС, российскому импортеру вместе с новым заявлением необходимо будет сдать и уточненную декларацию. Исправления в заявлении могут быть связаны с выявлением брака в партии ввезенной продукции. ФНС в письме от 15 мая 2006 г. № ММ-6-03/490 указала, что в данном случае подавать корректирующую декларацию с пересчитанным НДС можно после того, как импортер отразит в бухучете все расчеты по претензии. А если речь идет о предпринимателе или фирме-«упрощенце», то уточнить декларацию можно будет не раньше возврата некачественного товара белорусскому поставщику. Соответственно и новое заявление о ввозе нужно будет подать в эти же сроки, отмечают эксперты журнала «Нормативные акты для бухгалтера». Переплата зачету не подлежит Специалисты ФНС еще раз высказались против зачета переплаты НДС, возникшей по внутренним операциям (КБК 182 1 04 01000 01 1000 110), в счет «белорусского» налога (КБК 182 1 04 01000 01 0000 110). Инспекторы ссылаются на то, что порядок уплаты НДС при импорте из Республики Белоруссия регулируется международным документом. А он имеет приоритет перед Налоговым кодексом (согласно нормам которого оба платежа поступают в один бюджет). Так, Соглашение предусматривает, что импортер должен представить в налоговую инспекцию банковскую выписку, подтверждающую уплату НДС по ввезенным товарам, то есть документ, свидетельствующий о перечислении налога именно на «белорусский» КБК, поясняет ФНС, а именно это и не позволяет произвести зачет. Правда, инспекторы не возражают против зачета переплаты в счет будущих платежей по «белорусскому» НДС. При этом налоговая поставит отметку об уплате на заявлении о ввозе в отношении последующих поставок после такого зачета (письмо ФНС от 31 мая 2005 г. № ММ-6-03/450). К. Рябцев, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации» Источник материала: Федеральное Агентство Финансовой Информации |
|||||||||||||||
|